Муфта фланцевая МФ
Муфта фланцевая применяется для соединения соосных цилиндрических валов и передачи вращающего момента без уменьшения динамических нагрузок: стальными муфтами – от 16 до 40000Нм при окружной скорости на наружном диаметре до 70м/с ;чугунными муфтами – от 8 до 20000Нм при окружной скорости до 35 м/с, климатических исполнений У и Т для категорий 1-3; климатических исполнений УХЛ и О для категории 4 по ГОСТ 15150-69
Для передачи вращающего момента используют шпоночные или шлицевые соединения. Вращающий момент передаётся за счёт сил трения между фланцами, а когда болты вставлены без зазора, то также и болтами. В тяжёлых машинах полумуфты приваривают к валам.
Эти муфты называют иногда поперечно-свертными. Для лучшего центрования фланцев на одной полумуфте делают круговой выступ, на другой — выточку того же диаметра или предусматривают центрующее кольцо.
Муфта фланцевая (МФ): описание и характеристики
Муфта фланцевая (МФ) — жёсткая (глухая) муфта постоянного соединения. Предназначена для надёжного соединения концов валов с передачей крутящего момента без компенсации смещений.
Конструкция
Муфта состоит из:
-
двух полумуфт (ведущей и ведомой), выполненных в виде фланцевых дисков;
-
болтов для соединения полумуфт между собой (размещаются равномерно по кругу).
Полумуфты устанавливаются на концы валов с использованием шпоночного соединения (по ГОСТ 12080‑66). Соединение полумуфт обеспечивается болтами, которые могут монтироваться:
-
с зазором — крутящий момент передаётся за счёт сил трения в плоскости контакта (болты испытывают деформацию растяжения);
-
без зазора — момент передаётся непосредственно болтами (болты подвергаются деформации среза).
Назначение
-
жёсткое постоянное соединение валов;
-
передача крутящего момента без возможности компенсации смещений;
-
обеспечение надёжной механической связи между ведущим и ведомым валами.
Технические характеристики (по ГОСТ 20761‑96)
-
диапазон диаметров валов: ;
-
передаваемый крутящий момент: M_р = 8\ldots40\ 000\ \text{Н·м};
-
исполнение полумуфт: два варианта (под концы валов по ГОСТ 12080‑66);
-
тип соединения: болтовое (количество болтов зависит от диаметра и момента).
Материалы изготовления
-
полумуфты — из конструкционных сталей (часто сталь 45, сталь 40Х и др.);
-
болты — из сталей повышенной прочности (с учётом требований к затяжке и нагрузкам).
Соответствие стандартам
-
ГОСТ 20761‑96 (основное нормативное требование к фланцевым муфтам);
-
ГОСТ 12080‑66 (требования к концам валов и шпоночным соединениям).
Область применения
-
общепромышленные приводы, где требуется жёсткое соединение валов;
-
редукторы, насосы, компрессоры, конвейеры и другие механизмы с постоянным режимом работы;
-
оборудование, где недопустимы угловые или радиальные смещения валов;
-
машиностроение, металлургия, энергетика, горнодобывающая и другие отрасли.
Преимущества
-
простота конструкции и монтажа;
-
высокая надёжность и долговечность при правильной эксплуатации;
-
отсутствие необходимости в регулярной смазке (в отличие от кулачковых и других компенсирующих муфт);
-
способность передавать большие крутящие моменты;
-
минимальные потери мощности при передаче момента.
Недостатки
-
не компенсирует радиальные, осевые и угловые смещения валов;
-
требует точной соосности валов при монтаже;
-
при перегрузках возможны повреждения болтов или шпоночного соединения;
-
необходимость периодической проверки затяжки болтов.
Монтаж и эксплуатация
-
Подготовка к монтажу:
-
проверить соосность валов (допустимые отклонения регламентируются ГОСТ и техническими условиями);
-
очистить посадочные поверхности валов и полумуфт от загрязнений;
-
подобрать шпонки и болты согласно спецификации.
-
-
Монтаж:
-
установить полумуфты на валы с использованием шпоночного соединения;
-
совместить полумуфты и установить болты;
-
затянуть болты равномерно, соблюдая требуемый момент затяжки (по технической документации);
-
проверить отсутствие перекосов и люфтов.
-
-
Эксплуатация:
-
контролировать затяжку болтов в процессе работы (особенно после первых часов эксплуатации);
-
следить за отсутствием вибраций и шумов, свидетельствующих о нарушении соединения;
-
избегать перегрузок, превышающих номинальный крутящий момент.
-
-
Техническое обслуживание:
-
периодически проверять состояние шпоночного соединения и болтов;
-
при обнаружении износа или повреждений — заменить соответствующие детали;
-
смазывать резьбовые соединения (при необходимости) для предотвращения коррозии.
-
Критерии замены элементов
-
Полумуфты заменяют при:
-
износе посадочного отверстия или шпоночной канавки;
-
трещинах или деформациях фланцев;
-
значительном износе контактных поверхностей.
-
-
Болты заменяют при:
-
деформациях (срез, изгиб);
-
коррозии, влияющей на прочность;
-
потере резьбы.
-
-
Шпонки заменяют при:
-
смятии или срезе;
-
заметном износе рабочих поверхностей.
-

|
Номер муфты |
Номинальный крутящий момент , Н·м | d | D, не более | I, не более | L, не более | Масса, кг, не более | ||
| 1 | 2 | 1 | 2 | |||||
| МФ-1 | 16,0 | 11; 12; 14 | 80 | 30 | 25 | 64 | 54 | 1,2 |
| 16; 18; 19 | 40 | 28 | 84 | 60 | ||||
| МФ-2 | 31,5 | 20; 22 | 90 | 50 | 36 | 104 | 76 | 1,8 |
| МФ-3 | 63,0 | 24 | 100 | 50 | 36 | 104 | 76 | 3,4 |
| 25; 28 | 60 | 42 | 124 | 83 | ||||
| 30 | 80 | 58 | 170 | 120 | ||||
| МФ-4 | 125,0 | 30; 32; 35; 36 | 110 | 80 | 58 | 170 | 120 | 4,2 |
| МФ-5 | 160,0 | 32; 35; 36; 38 | 130 | 80 | 58 | 170 | 120 | 5,1 |
| МФ-6 | 250,0 | 35; 36; 38 | 135 | 80 | 58 | 170 | 120 | 7,3 |
| 40; 42; 45 | 110 | 82 | 230 | 170 | ||||
| МФ-7 | 400,0 | 40; 42; 48; 50; 45 | 140 | 110 | 82 | 230 | 170 | 9,6 |
| МФ-8 | 630,0 | 56; 60 | 160 | 140 | 105 | 290 | 220 | 11,2 |
| 50; 53; 55; 56 | 110 | 82 | 230 | 170 | ||||
| МФ-9 | 1000,0 | 63; 65; 70; 71; 85; 80 | 170 | 140 | 105 | 290 | 220 | 21,5 |
| МФ-10 | 1600,0 | 70;75;71 | 190 | 140 | 105 | 290 | 220 | 37,9 |
| 80; 85 | 170 | 130 | 350 | 270 | ||||
| МФ-11 | 2500,0 | 80; 85; 90; 95; 100 | 220 | 170 | 130 | 350 | 270 | 40,2 |
| МФ-12 | 4000,0 | 85; 90; 95; 100; 105; 110 | 240 | 170 | 130 | 350 | 270 | 53,8 |
| МФ-13 | 6300,0 | 105; 110; 120; 125; 130 | 280 | 210 | 165 | 430 | 340 | 83,5 |
| МФ-14 | 10000,0 | 120; 125; 130; 140; 150; 160 | 320 | 210 | 165 | 430 | 340 | 134,0 |
